Родителям

Одной из основных проблем современного школьного образования является отсутствие специальных занятий по развитию творческого начала, креативности. В школах обучение ведется по готовым правилам и схемам, преобладает вербально-символический язык, а не наиболее подходящий для большинства ребят образно-практический. Поэтому местом, где дети могут свободно заниматься творчеством, становятся школы дополнительного образования: художественные, музыкальные, театральные.

Несмотря на то, что такие дополнительные уроки увеличивают общую занятость ребенка, они влияют на оценки в обычной школе в лучшую сторону. Множеством исследований доказано, что развитие творческих способностей оказывает положительное влияние на успеваемость по обычным общеобразовательным предметам.

Творчество детей обладает одной особенностью. Она состоит в том, что основное внимание при занятиях с детьми уделяется не результатам деятельности, а процессу. То есть при развитии творческих способностей ребенка важен сам творческий акт, процесс преобразования, создания чего-то нового. А вопрос о том, создается ли при этом настоящее произведение искусства, оригинальное и самобытное — не является первостепенным. Конечно, для самих детей результат важнее, и они испытывают большой душевный подъем, когда их работы отмечаются преподавателем, выставляются публично, оформленные в выставочные рамы как у профессиональных художников, отправляются на конкурсы и т.д.

Детское творчество — это такая деятельность, которая создает нечто новое. Оно тесно связано с игрой, и граница между творчеством и игрой лежит в целевой установке – в творчестве поиск и осознание нового обычно определены как цель, игра же цели не имеет.

Развитие творческого потенциала детей является основным направлением деятельности изостудии «Арт-класс». Любой ребенок по сути своей — творец и задача педагогов школы развить это в нем и помочь профессиональному самоопределению талантливых детей и подростков.

Существует ряд факторов, которые могут повлиять на развитие творческих способностей у детей раннего возраста. Во-первых, для развития самовыражения необходима определенная свобода от ограничений. Ребенок должен иметь возможность творить, не подчиняясь устойчивым схемам. Во-вторых, крайне важен психологический комфорт и творческая обстановка. Точка зрения ребенка должна уважаться, над его творениями никто не должен смеяться и во время занятий среди учеников должна поддерживаться позитивная дружественная атмосфера.

Творчество — обязательный элемент гармоничной и счастливой жизни ребенка. В плане становления личности оно оказывает влияние сначала как средство саморазвития, а затем, возможно, станет инструментом самореализации.

Обучение в ИЗОстудии ведется по программе «Основы изобразительной грамоты», автор – Максимова Лариса Павловна. Программа утверждена Краевым Экспертным советом (Департамент образования и науки администрации Приморского края,  Приморский институт переподготовки и повышения квалификации  работников  образования)  и   рекомендована   для   работы  с  детьми 6  —  15 лет.
В марте 2004 года по результатам регионального конкурса авторская программа «Основы изобразительной грамоты» по заключению отдела образования Первомайского района комитета по общему и профессиональному образованию администрации города Владивостока была направлена на Всероссийский конкурс авторских программ дополнительного образования детей.
Программа «Основы изобразительной грамоты» ориентирована на решение задач художественного образования и эстетического воспитания детей от 6 до 15 лет. Содержание программы строится с учетом преемственности в изучении изобразительной грамоты. Поэтому в обучении детей 6 – 9 лет делается упор на развитие личности учащихся, которым закладываются базисные единицы эстетических знаний, прививаются навыки работы художественными материалами, такими как: гуашь, восковые мелки, маркеры, гелевые ручки, карандаш, глина и т.д. При обучении детей от 10 лет и старше развитие личности ребенка осуществляется на уровне формирования и развития творческого опыта путем приобретения практических навыков и  профессиональной ориентации в области изобразительного искусства.

 

Общие цели художественного образования:

  1. Формирование духовной культуры личности, приобщение к культурным  ценностям, ознакомление с национальным культурным наследием;
  2. Формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению;
  3. Ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства;
  4. Развитие у детей изобразительных способностей: художественного видения, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства (понимание прекрасного), воспитание интереса и любви к искусству;
  5. Накопление опыта полноценного художественного творчества, формирование художественно-образного мышления, что может стать началом профессионального пути.

 

 

     Программа «Основы изобразительной грамоты» состоит из двух частей

1 часть:  «Обучение изобразительному искусству детей от 6 до 9 лет».
Срок реализации 1 год. Дети, достигшие 6-летнего возраста, зачисляются в подготовительный класс Студии и обучаются до достижения 9 – 10 лет. Ребят и их родителей не должно смущать то, что некоторые темы могут повторяться в следующем году. Детям второго и третьего года обучения усложняются задачи учебных заданий. Например, тема «Осеннее дерево». В первый год обучения ставится задача научиться рисовать дерево вообще (форма ствола, форма веток и кроны). Во второй год обучения ставится задача изобразить отличительные признаки деревьев, например, березы или дуба. В третий год обучения ставится задача передать фактуру коры дерева, более тонко и тщательно прописать ветки. Таким образом, по теме «Осеннее дерево» каждый год задачи постепенно усложняются в соответствии с возрастом и способностями ребенка. Подобным образом усложняются задачи и по некоторым другим темам.
2 часть:  «Художественное образование для детей от 10 лет и старше».
Срок реализации 4 года. Дети, достигшие возраста 10 – 11 лет, зачисляются в первый класс ИЗОстудии. Перевод в следующий класс производится по результатам годовых контрольных работ по рисунку, живописи. В четвертом классе студии учащиеся выполняют дипломную работу по композиции. По окончании полного курса обучения выдается Свидетельство об окончании студии изобразительного искусства.
Выпускники студии поступают на архитектурные, дизайнерские, живописные факультеты высших и средних учебных заведений.

Занятия для детей от 6 до 9 лет ведутся по двум предметам: живопись и декоративно-прикладное искусство (лепка, аппликация).

На занятиях по живописи дети обучаются:

  1. элементарной теории искусства: виды, жанры изобразительного искусства, понятия и термины;
  2. правилам работы за мольбертом;
  3. правильной постановке руки;
  4. особенностям работы художественными материалами: гуашевые краски, кисти, палитра, карандаши, восковые мелки, и т.д.;
  5. различным приемам работы кистью и карандашом;
  6. умению различать теплые и холодные цвета, видеть и передавать пропорции предметов, сравнивать и анализировать;
  7. основным принципам композиции;
  8. принципам работы с натуры и по представлению;
  9. способам передачи эмоций изобразительными средствами;
  10. умению оценивать и высказывать суждение о своей работе и работах других детей.

В содержание занятий по декоративно-прикладному искусству входит:

  1. начальные сведения о видах декоративно-прикладного искусства;
  2. знакомство с различными материалами и их особенностями;
  3. обучение лепке и конструированию несложных объектов из глины, цветной бумаги, ткани, картона и других художественных материалов;
  4. составление декоративной композиции в технике аппликация.

 

Дети от 10 до 15 лет обучаются по предметам: рисунок, живопись,  композиция, декоративно-прикладное искусство, беседы об искусстве.

 

В содержание занятий по рисунку входит:

  1. графические средства выразительности;
  2. конструктивное построение геометрических предметов;
  3. изучение светотеневых градаций;
  4. выявление объема предметов с помощью светотени;
  5. умение создать трехмерное пространство на двухмерной плоскости листа;
  6. основные принципы перспективы;
  7. культура штриха;
  8. освоение техники «гризайль».
  9. изучение теории графики, особенности художественных материалов;

 

Содержание занятий по живописи:

  1. теория цветоведения: понятие о цветовом спектре, об основных и  дополнительных цветах, теплохолодности и колорите;
  2. понятие о тоне и общем тоне живописи;
  3. понятие о механическом и оптическом смешении цветов;
  4. развитие художественного видения (постановка глаза);
  5. развитие способности реалистически изображать форму во всем ее многообразии (цвет, материал, фактура);
  6. умение стилистически преобразовывать натуру (стилизация);
  7. знакомство с особенностями работы в интерьере и на пленэре;

 

Содержание занятий по композиции:

  1. изучение средств выразительности композиции (ритм, линия, пятно, цвет, формат, и т.д.);
  2. знакомство с этапами создания композиции: (эскиз, набросок, этюд, и т.д.);
  3. умение выполнять формальный эскиз к станковой композиции;
  4. способность выражать свои мысли и чувства художественными средствами;
  5. изучение средств композиции в народном декоративно-прикладном искусстве;
  6. создание композиций, стилистически адекватных русской народной живописи;
  7. создание графической композиции (графика).

 

В содержание занятий по декоративно-прикладному искусству входит:

  1. теория (история) декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов России (хохлома, городец, гжель, жостово и т.д.);
  2. выполнение эскизов росписи по мотивам народных промыслов;
  3. материаловедение художественных промыслов.

 

Беседы об искусстве:

  1. беседы об изобразительном искусстве проводятся во время занятий по рисунку, живописи и композиции на соответствующую тему и сопровождаются просмотром наглядных пособий и видеоматериалов.